Введение в язык Kotlin

Что такое Kotlin. Первая программа

Последнее обновление: 22.05.2021

Kotlin представляет современный, статически типизированный и один из самых быстроразвивающихся языков программирования, созданный и развиваемый компанией JetBrains. Kotlin можно использовать для создания самых разных приложений. Это и приложения для мобильных устройств - Android, iOS. Причем Kotlin позволяет писать кроссплатформенный код, который будет применяться на всех платформах. Это и веб-приложения, причем как серверные приложения, которые отрабатывают на стороне на стороне сервера - бекэнда, так и браузерные клиентские приложения - фронтенд. Kotlin также можно применять для создания десктопных приложений, для Data Science и так далее.

Таким образом, круг платформ, для которых можно создавать приложения на Kotlin, чрезвычайно широк - Windows, Linux, Mac OS, iOS, Android.

Самым популярным направлением, где применяется Kotlin, является прежде всего разработка под ОС Android. Причем настолько популярным, что компания Google на конференции Google I/O 2017 провозгласила Kotlin одним из официальных языков для разработки под Android (наряду с Java и C++), а инструменты по работе с данным языком были по умолчанию включены в функционал среды разработки Android Strudio начиная с версии 3.0.

Официальный сайт языка - https://kotlinlang.org/, где можно найти самую последнюю и самую подробную информацию по языку.

Первая версия языка вышла 15 февраля 2016 года. Хотя сама разработка языка велась с 2010 года. Текущей версией языка на данный момент является версия 1.5, которая вышла 5 мая 2021 года.

Kotlin испытал влияние многих языков: Java, Scala, Groovy, C#, JavaScript, Swift и позволяет писать программы как в объектно-ориентированном, так и в функциональном стиле. Он имеет ясный и понятный синтаксис и довольно легок для обучения.

Но Kotlin - это не просто очередной язык программирования. На сегодняшний день это целая экосистема:

Экосистема языка Kotlin

Ядро этой экосистемы - Common Kotlin, которое включает в себя собственно язык, основные библиотеки и базовые инструменты для построения программ.

Для взаимодействия с конкретной платформой имеются предназначенные для этой платформы версия Kotlin: Kotlin/JVM, Kotlin/JS и Kotlin/Native. Эти специфические версии представляют расширения для языка Kotlin, а также специфичные для конкретной платформы бибилиотеки и инструменты разработки.

В будущем вся эта экосистема будет объединена в единую платформу Kotlin Multiplatform, которая на данный момент находится в альфа-версии.

Также стоит отметить, что Kotin развивается как opensource, исходный код проекта можно посмотреть в репозитории на github по адресу https://github.com/JetBrains/kotlin/.

Первая программа на Kotlin

Создадим первую программу на языке Kotlin. Что для этого необходимо? Для набора кода программы понадобится текстовый редактор. Это может быть любой тестовый редактор, например, Notepad++ или Visual Studio Code. И для компиляции программы необходим компилятор.

Кроме того, необходимо установить JDK (Java Development Kit). Загрузить пакеты JDK для установки можно с сайта компании Oracle - http://www.oracle.com/technetwork/java/javase/downloads/index.html.

Загрузить компилятор непосредственно для самого языка Kotlin можно по адресу https://github.com/JetBrains/kotlin/releases/latest/. В самом низу страницы мы можем найти общую версию компилятора, версии компилятора Kotlin/Native для разных операционных систем, а также исходный код. Загрузим файл kotlin-compiler-1.5.0.zip:

Компилятор Kotlin

По выше указанному адресу можно найти архив. Загрузим и распакуем из архива папку kotlinc. В распакованном архиве в папке bin мы можем найти утилиту kotlinc, с помощью которой и будет производиться компиляция:

Компилятор для языка Kotlin

Теперь определим на жестком диске каталог для файлов с исходным кодом. Например, в моем случае каталог будет находиться по пути c:/kotlin. В этом каталоге создадим текстовый файл и переименуем его в app.kt. Расширение kt - это расширение файлов на языке Kotlin.

Далее определим в этом файле код, который будет выводить некоторое сообщение на консоль:

fun main(){
    println("Hello Kotlin")
}

Точкой входа в программу на Kotlin является функция main. Для определения функции применяется ключевое слово fun, после которого идет название функции - то есть main. Даннуя функция не принимает никаких параметров, поэтому после названия функции указываются пустые скобки.

Далее в фигурных скобках определяются собственно те действия, которые выполняет функция main. В данном случае внутри функции main выполняется другая функция - println(), которая выводит некоторое сообщение на консоль.

Первая программа на Kotlin в текстовом редакторе

Откроем командную строку. Вначале с помощью команды cd перейдем к папке, где находится файл app.kt. Затем для компиляции программы введем следующую команду:

c:\kotlinc\bin\kotlinc app.kt -include-runtime -d app.jar

В данном случае мы передаем компилятору c:\kotlin\bin\kotlinc для компиляции файл app.kt. (Чтобы не писать полный путь к компилятору, путь к нему можно добавить в переменную PATH в переменных среды). Далее с помощью параметра -include-runtime указывается, что создаваемый файл будет включать среду Kotlin. А параметр -d указывает, как будет называться создаваемый файл приложения, то есть в данном случае это будет app.jar.

После выполнения этой команды будет создан файл app.jar. Теперь запустим его на выполнение. Для этого введем команду

java -jar app.jar

В данном случае считается, что путь к JDK, установленном на компьютере, прописан в переменной PATH в переменных среды. Иначе вместо "java" придется писать полный путь к утилите java.

В итоге при запуске файла мы увидим на консоли строку "Hello Kotlin".

Запуск первой программы на Kotlin и JVM
Помощь сайту
WebMoney
  • P378451176208
  • Z280152397659
ЮMoney/Яндекс-Деньги
  • 410011174743222
PayPal
  • metanit22@mail.ru
Перевод на карту
  • Номер карты: 4048415020898850